?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Об этике и не только. В кинопроизводстве. Заключение.
to_underline

Я получила несколько благодарных откликов за мою статью "Об этике и не только. В кинопроизводстве" (о взаимоотношениях внутри группы на площадке, проблемах, причинах проблем и следствиях). Редактором газеты союза кинематографистом был поставлен простой, но правильный вопрос: что делать? Я дополнила статью практическим предложением, ответив на поставленный вопрос. Одним из возможных предложений.


 


Преобладание случайных людей на киноплощадке, которые не владеют самой спецификой кинопроцесса, требует ежедневного излишнего контроля коллег. Организовать творческую коллективную работу, безусловно, не просто. Слишком большое значение имеет индивидуальность, талант, которые редко могут бесконфликтно сосуществовать со столь же яркой индивидуальностью бок о бок. Редко, если речь идет о конкуренции. И вполне комфортно могут сосуществовать, если обязанности четко распределены и ясны всем участникам производства фильма, каждому отдельно и цеху в целом. Обязанности и права, конечно. Договор, заключенный между продюсером и каким-либо специалистом, часто остается результатом закрытых индивидуальных переговоров и не оглашается другим участникам производства. Это понятно и правильно. Но в результате, каждый сотрудник более или менее усваивает лишь свои собственные права и обязанности. А об обязанностях коллег имеет довольно общие представления. Именно этот промах следует устранять. То есть кроме четкого понимания круга своих обязанностей, каждый член группы должен четко понимать про обязанности коллег, кто и за что в группе отвечает. Например, актриса в постельной сцене снималась в собственном нижнем белье, но не взяла его на смену, когда потребовалась досъемка. Кто виноват? Костюмер заявляет, что сцена была закрыта, досъемок не планировалось, белье личное и с нее спросу нет – виноват второй режиссер. Второй режиссер утверждает, что регулярно подает графики со всеми отраженными изменениями плана и помнить про нижнее белье актрисы не обязан, за актеров отвечает ассистент по актерам. Ассистент по актерам утверждает, что не обязан следить за костюмами, а о досъемке актриса была предупреждена вовремя. Продюсер укоряет себя за экономию, которая вылилась в непредвиденные расходы. Сама же актриса так погружена в роль, что ей не до «нюансов». Конечно, ответственность лежит на костюмере. Будь то личная одежда или специально закупленные-пошитые костюмы, только костюмер отвечает в полной мере за их наличие и должный внешний вид, годный к съемке. Говорю, костюмер, имея ввиду костюмерный цех в целом. Художник по костюмам так или иначе отвечает за свои действия и действия своих подчиненных. Предположим, у художника два или более ассистентов и помощников. Кто именно должен был проконтролировать ситуацию, если на основной съемке работал один ассистент, а на досъемке - другой? Обязанности внутри департамента должны быть четко распределены и не быть перекрестными.




Уверена, что по тому же принципу, как проводится обязательный инструктаж группы о правилах техники безопасности (впрочем, довольно формальный порой), должен проводиться своеобразный творческий и дисциплинарный инструктаж, но вовсе не формальный. Безусловно, в слаженных, сработавшихся коллективах коллеги понимают друг друга с полуслова, и нет необходимости устно излагать вновь и вновь принципы совместной работы. В киногруппах же с новичками разъяснительная работа должна быть проведена. Продюсер четко и внятно должен озвучить экономические условия работы, дать пояснения касательно переработок и продления сроков работы, а также штрафной политики проекта, режиссер должен изложить свое художественное видение фильма, задачи, поставленные группе в целом и отдельным департаментам, второй режиссер и директор инструктируют об основных правилах поведения на площадке, ассистент по актерам доводит до сведения группы об особенных требованиях утвержденных актеров, представитель каждого департамента озвучивает свои специфические требования к группе во избежание недоразумений и конфликтов.

К вопросу о ясности поставленных задач, приведу такой пример. В предлагаемых мне договорах порой фигурирует такое требование: «содействовать созданию аудиовизуального произведения на высоком художественном уровне». Я всегда стараюсь исключить этот пункт, если не предлагается одновременно соответствующей экспликации, как понимают режиссер и продюсер высокий художественный уровень. Как второй режиссер я могу проконтролировать выполнение поставленных творческих задач, но эти задачи должны быть обязательно сформулированы. Понимание же «высоты» художественного уровня очень и очень индивидуально!

В своей практике я сталкивалась с ситуациями, когда члены группы не читали сценарий, но при этом работали на съемках. Подобное неприемлемо и идет от непонимания своей функции! Помощнику кажется, что его задача лишь слепо исполнять требования руководства, а знать перипетии сюжета вовсе не обязательно. У каждого сотрудника должно быть четкое понимание, что он в первую очередь работает над реализацией изложенного в сценарии, и руководство его действиями направлено именно на эту задачу.

Считаю, что формулировки в договорах должны быть проработаны тщательнее от общих требований, независимо от занимаемой должности, до требований непосредственно учитывая специфику работы. Например, общими требованиями к работникам должны быть: уведомление о каких-либо заболеваниях, требующих регулярный прием медикаментов (аллергии, астмы, диабет и пр.), уведомление об ограничениях в работе, связанных с вероисповеданием и личными нормами морали и нравственности (необходимость молиться и справлять религиозные праздники, невозможность присутствия при съемках интимных сцен, сцен насилия и пр.), требование заранее, до съемок прочитать сценарий (как бы абсурдно это не звучало) и др.

Должно быть понимание, что небрежное отношение к рабочим договоренностям, часто маскируемое творческим энтузиазмом, приведет, скорее всего, к конфликту на почве того, что договоренности не были достигнуты в полной мере по всем вопросам. Так или иначе, в конфликте бесспорным аргументом будет служить письменный договор, а не творческий пыл сотрудника.



Статья опубликована в газете СК-Новости (газета Союза Кинематографистов). Собираю материал для следующей статьи. Все подробности по ссылке: http://to-underline.livejournal.com/26808.html


  • 1
Интересно а на вторых режиссеров готовят вузы?

Во ВГИКе точно нет. И, кажется, в вузах нигде нет такой профессиональной подготовки. Я упоминала про курсы на Мосфильме.
Та же история про ассистентов по актерам.
По остальным специальностям вроде есть обучение.

То есть, один из основных людей на съемках зачастую негде и никогда не получает профильное образование?
Получается второй режиссер это ступенька перед режиссером постановщиком.
Я заметил что каждый второй режиссер считает эту работу временной площадкой перед занятием настоящей творческой работой.
Ведь зачастую второй режиссер за все отвечает, но его никто не знает. А режиссер постановщик больше творит и его имя более известно и гонорары поболее будут :)

Это именно ступенька, если речь идет о дипломированном режиссере, который хочет работать в кино (это самая подходящая должность в таком случае).
Бывает, что вторыми работают те, кто выросли из помрежей и ассистентов. Карьерный рост. Абсолютно возможный.
Мне не кажется, что каждый второй мечтает стать режиссером. Я встречала и тех, кто становились директорами, вырастали до продюсеров, или, не справившись, покидали кинобизнес.
Мне не кажется, что второго никто не знает. Это больше похоже на ситуацию, когда его обязанности разделены на двоих: второй по планированию и второй на площадке. В этом случае того, что на планировании, действительно мало кто знает на площадке.
Режиссер-постановщик творит - такова его работа. Все правильно. У второго - работа не творить, а содействовать творчеству реж-поста.
Но я согласна с вами в том смысле, что порой уверенность в своих силах набирает такие обороты, что любому (а не только второму режу) в группе кажется, что с работой реж-поста он справился бы гораздо лучше текущего р-п.

рабочие вопросы

Имела опыт работы вторым на небольших, короткометражных проектах. Сейчас появилась возможность попробовать себя сразу в сериале. Есть опыт работы с реж сценарием, КПП, вызывными, умею распределять обязанности на площадке. В случае моем, предлагают совместить планирование и площадку, насколько это выполнимо в реальности? И что может входить в обязанности еще(вопрос не праздный, оч переживаю, что покажусь профаном: ведет ли второй переработки по часам по департаментам, обязана ли я контролировать работу костюмеров, в той же мере, что и поиск локаций и актеров на роли? Если возможно, прошу ответить!

Re: рабочие вопросы

Сразу оговорюсь, что отвечаю только исходя из своего опыта. В разных компаниях может быть заведено по разному.
Мне кажется, что на сериале совмещать планирование и площадку будет довольно тяжело, если не просто нереально. Зависит, конечно, от проекта, от планируемой выработки в день, продолжительности съемок, занятости актеров. Но держать все время под контролем и общее планирование, и съемки одному человеку - довольно сложно.
Я совмещала эти две функции только когда до съемок составляла довольно жесткий план, а во время съемок лишь его корректировала по необходимости - кто-то заболел, что-то не успели снять и т.д. И все же основной объем планирования производила до съемок. На сериале это менее реально.
Что касается переработок, то я всегда фиксировала в ежедневных отчетах объявленный конец смены. Начало смены при этом может быть разным у членов группы. Например, на выезде обычно первыми на локацию приезжают администрация и рабочие, а грим-костюм чуть позже и т.д.
Самое простое, чтобы не запутаться в обязанностях - это внимательно изучить свой договор. Хотя, конечно, есть много нюансов по ситуации...

Re: рабочие вопросы

Спасибо большое! То есть, в случае сериала, чтобы не попасть в ситуацию, лучше изначально отказываться от варианта "два в одном", как понимаю. График там планировался довольно жесткий(до 8 мин. в смену - серия- 56 мин., в "мечтах" - серия за неделю, что уже математически бессонная работа). Понимаю, что на полный метр рисковать брать дебютанта не будет никто, но оч хочется поработать 2-м, пускай для начала на сериале (уговариваю сама себя)

Re: рабочие вопросы

Простой математический расчет: неделя из 6 рабочих дней по 8 минут в день, это будет все же 48 минут, а не 56. 7-й день выходной.
8 минут в смену - это не самый жесткий график для сериалов. Хотя, конечно, зависит от желаемого финального качества. Так абстрактно рассуждать было бы опрометчиво.
Еще важно понимать, сколько серий планируется снять. С какими перерывами (наверняка, они будут из-за занятости актеров или режиссера и т.д.).
Безопаснее, конечно, разделить полномочия второго на двоих. Но только Вам понятно, пойдет ли продюсер (или с кем Вы договариваетесь) на дополнительные траты.
Тут мысль простая: во время съемок нет возможности параллельно заниматься планированием. Это значит, или Вы это делаете после смены (то есть после 12 чаов работы, если не случилась переработка) или во время смены, что нереально. Во время смены есть прямые обязанности, надо заниматься съемкой. А планирование всегда требует внимания и контроля. Редко бывает, что к съемке готово все еще до начала самих съемок. Приходится отслеживать, например, найдены ли дополнительные локации, утверждены ли, согласованы ли, заказаны ли парики, пастижер, оповещены ли актеры из других городов о планируемой или перенесенной съемке (отслеживается тогда билет для них, чтобы приехали в удобное время) и т.д. миллион мелочей...

Re: рабочие вопросы

Все ясно! Буду надеяться, что смогу найти общий язык с исполнительным продюсером. Вообще он сходу про планирование и площадку сказал, что меня и смутило, конечно. Либо это вариант "дерем три шкуры", либо поиск исключительного профи (читай "робота")...

Re: рабочие вопросы

Работу костюмеров, также как и других департаментов, конечно, второй режиссер обязан контролировать. В том смысле, что у каждого департамента всегда есть творческая задача и срок на ее выполнение. Это и нужно контролировать. Чтобы не было опозданий и все было бы выполнено, как следует.
Что касается локаций. Обычно второй соучаствует в подборе и утверждении локаций. Именно второй режиссер ведь будет вместе с директором позже планировать выезд на данную локацию. Поэтому, конечно, ему надо знать, где будет съемка.
В кастинге тоже надо участвовать. Спланировать в удобный реж-посту день и организовать вместе с ассистентом по актерам или кастинг-директором.
Вообще, все зависит от проекта, режиссера и продюсера.

  • 1