to_underline (to_underline) wrote,
to_underline
to_underline

Categories:

Об этике и не только. В кинопроизводстве. Заключение.

Я получила несколько благодарных откликов за мою статью "Об этике и не только. В кинопроизводстве" (о взаимоотношениях внутри группы на площадке, проблемах, причинах проблем и следствиях). Редактором газеты союза кинематографистом был поставлен простой, но правильный вопрос: что делать? Я дополнила статью практическим предложением, ответив на поставленный вопрос. Одним из возможных предложений.


 


Преобладание случайных людей на киноплощадке, которые не владеют самой спецификой кинопроцесса, требует ежедневного излишнего контроля коллег. Организовать творческую коллективную работу, безусловно, не просто. Слишком большое значение имеет индивидуальность, талант, которые редко могут бесконфликтно сосуществовать со столь же яркой индивидуальностью бок о бок. Редко, если речь идет о конкуренции. И вполне комфортно могут сосуществовать, если обязанности четко распределены и ясны всем участникам производства фильма, каждому отдельно и цеху в целом. Обязанности и права, конечно. Договор, заключенный между продюсером и каким-либо специалистом, часто остается результатом закрытых индивидуальных переговоров и не оглашается другим участникам производства. Это понятно и правильно. Но в результате, каждый сотрудник более или менее усваивает лишь свои собственные права и обязанности. А об обязанностях коллег имеет довольно общие представления. Именно этот промах следует устранять. То есть кроме четкого понимания круга своих обязанностей, каждый член группы должен четко понимать про обязанности коллег, кто и за что в группе отвечает. Например, актриса в постельной сцене снималась в собственном нижнем белье, но не взяла его на смену, когда потребовалась досъемка. Кто виноват? Костюмер заявляет, что сцена была закрыта, досъемок не планировалось, белье личное и с нее спросу нет – виноват второй режиссер. Второй режиссер утверждает, что регулярно подает графики со всеми отраженными изменениями плана и помнить про нижнее белье актрисы не обязан, за актеров отвечает ассистент по актерам. Ассистент по актерам утверждает, что не обязан следить за костюмами, а о досъемке актриса была предупреждена вовремя. Продюсер укоряет себя за экономию, которая вылилась в непредвиденные расходы. Сама же актриса так погружена в роль, что ей не до «нюансов». Конечно, ответственность лежит на костюмере. Будь то личная одежда или специально закупленные-пошитые костюмы, только костюмер отвечает в полной мере за их наличие и должный внешний вид, годный к съемке. Говорю, костюмер, имея ввиду костюмерный цех в целом. Художник по костюмам так или иначе отвечает за свои действия и действия своих подчиненных. Предположим, у художника два или более ассистентов и помощников. Кто именно должен был проконтролировать ситуацию, если на основной съемке работал один ассистент, а на досъемке - другой? Обязанности внутри департамента должны быть четко распределены и не быть перекрестными.




Уверена, что по тому же принципу, как проводится обязательный инструктаж группы о правилах техники безопасности (впрочем, довольно формальный порой), должен проводиться своеобразный творческий и дисциплинарный инструктаж, но вовсе не формальный. Безусловно, в слаженных, сработавшихся коллективах коллеги понимают друг друга с полуслова, и нет необходимости устно излагать вновь и вновь принципы совместной работы. В киногруппах же с новичками разъяснительная работа должна быть проведена. Продюсер четко и внятно должен озвучить экономические условия работы, дать пояснения касательно переработок и продления сроков работы, а также штрафной политики проекта, режиссер должен изложить свое художественное видение фильма, задачи, поставленные группе в целом и отдельным департаментам, второй режиссер и директор инструктируют об основных правилах поведения на площадке, ассистент по актерам доводит до сведения группы об особенных требованиях утвержденных актеров, представитель каждого департамента озвучивает свои специфические требования к группе во избежание недоразумений и конфликтов.

К вопросу о ясности поставленных задач, приведу такой пример. В предлагаемых мне договорах порой фигурирует такое требование: «содействовать созданию аудиовизуального произведения на высоком художественном уровне». Я всегда стараюсь исключить этот пункт, если не предлагается одновременно соответствующей экспликации, как понимают режиссер и продюсер высокий художественный уровень. Как второй режиссер я могу проконтролировать выполнение поставленных творческих задач, но эти задачи должны быть обязательно сформулированы. Понимание же «высоты» художественного уровня очень и очень индивидуально!

В своей практике я сталкивалась с ситуациями, когда члены группы не читали сценарий, но при этом работали на съемках. Подобное неприемлемо и идет от непонимания своей функции! Помощнику кажется, что его задача лишь слепо исполнять требования руководства, а знать перипетии сюжета вовсе не обязательно. У каждого сотрудника должно быть четкое понимание, что он в первую очередь работает над реализацией изложенного в сценарии, и руководство его действиями направлено именно на эту задачу.

Считаю, что формулировки в договорах должны быть проработаны тщательнее от общих требований, независимо от занимаемой должности, до требований непосредственно учитывая специфику работы. Например, общими требованиями к работникам должны быть: уведомление о каких-либо заболеваниях, требующих регулярный прием медикаментов (аллергии, астмы, диабет и пр.), уведомление об ограничениях в работе, связанных с вероисповеданием и личными нормами морали и нравственности (необходимость молиться и справлять религиозные праздники, невозможность присутствия при съемках интимных сцен, сцен насилия и пр.), требование заранее, до съемок прочитать сценарий (как бы абсурдно это не звучало) и др.

Должно быть понимание, что небрежное отношение к рабочим договоренностям, часто маскируемое творческим энтузиазмом, приведет, скорее всего, к конфликту на почве того, что договоренности не были достигнуты в полной мере по всем вопросам. Так или иначе, в конфликте бесспорным аргументом будет служить письменный договор, а не творческий пыл сотрудника.



Статья опубликована в газете СК-Новости (газета Союза Кинематографистов). Собираю материал для следующей статьи. Все подробности по ссылке: http://to-underline.livejournal.com/26808.html
Tags: о кинопроизводстве
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments